ПОДПИСКА НА САЙТ

Подпишись на обновления сайта. Получай новые статьи на свой электронный адрес:

Архивы записей сайта
ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Кризис официальной классно-урочной фронтальной системы образования

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на  вхождение  в  мировое   образовательное   пространство. Действующая  традиционная  система  обучения переживает глубокий кризис и вошла в противоречие   с   новыми   условиями   информационного   взрыва,   глобальной  информатизации  всех  сфер  жизни  современного  человека. Эти  противоречия все более усиливаются. Учитель перестал являться основным источником знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина информации из различных источников:  телевидение,  видеофильмы,  компьютерные программы  и  игры, INTERNET, разнообразная учебная и научно-популярная  литература,  дополняющая  стандартные  школьные  учебные  пособия  и пр.  Фронтальная система обучения и классно-урочный  принцип  организации учебных занятий, которые родились более трех веков назад и в почти неизменном виде дошли до нас, не способны  в  настоящее  время  обеспечить  решение  задач  подготовки   компетентных  специалистов  на   современном  уровне,   обладающих критическим  системным  мышлением,  способных  творчески  решать  нестандартные   проблемы    и   находить  высокоэффективные  решения.

Отличительными  признаками  традиционной  технологии  фронтального  обучения  являются  следующие:

  • одновозрастность, однородность  и  стабильность  учебного  коллектива,
  • единый годовой  план  и  программа,
  • жесткое  расписание,
  • регламентация  деятельности учащихся,
  • принудительность обучающих процедур,
  • основная единица занятий – урок,
  • ориентация на среднего ученика,
  • урок посвящен .одному учебному  предмету,  теме.

Методы  усвоения  знаний  основаны  на  следующем:

  • сообщение готовых знаний, обучение  по  образцу,
  • вербальное  изложение  учебного материала,
  • нагрузка  на механическую  память,
  • репродуктивное  воспроизведение.
  • Процесс  обучения,  как деятельность,  характеризуется   отсутствием  самостоятельности,  слабой  мотивацией  учебного  труда  школьников  (обучение из-под палки)

Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального  давления  на  ученика.  Отметка,  как  результат  познавательной  деятельности, отождествляется ,  как  правило,   с  личностью   в целом,  сортирует  учащихся  на   «хороших»  и  «плохих».

Существующая  система  образования  является  авторитарной  системой  и  не учитывает  индивидуальных  особенностей  и  способностей  к  восприятию  новой информации у детей, она навязывает один темп обучения и предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся. В результате  ученики  с  замедленной  интеллектуальной  деятельностью  не  справляются  с  учебной  программой  и  не  выдерживают  заданного темпа,   попадая  в  разряд  хронических  «двоечников»,  сильные  ученики  с  быстродействующим  интеллектом  испытывают  скуку  и  не  могут реализовать  свой  потенциал,  у  них  школьное  обучение  приводит  к  потере  интереса,  притуплению способностей  и  разбалтыванию.  Этот принцип  –  ориентация  на средние способности, приводит  к  особенно  тяжелым последствиям.  Современное  образование,  которое преследует  цель   сообщить  известную  и  одинаковую  сумму  знаний,  выглядит  как  массовое  «убийство» талантов. Фронтальная  система  обучения  уничтожает  у  детей  положительную  мотивацию  к  обучению,  формирует  у  них  ложную  цель – получение  знаний  ради  оценки. Следствие:  в  средней  школе  широко  распространены  различные  формы  обмана  учителей  – списывание, подсказки, зубрежка  и  т.п..

При  огромном дефиците учебного времени оно используется в школе крайне нерационально.  Параллельно изучается большое количество  предметов  небольшими  дозами,  с  малыми  и  большими  перерывами.  На  забывание отводится  больше  времени,  чем  на  получение  информации.  В  процессе  обучения  преобладает  нагрузка  на механическую память. Мышление, способности к активному восприятию  информации  у  детей   и   подростков   не   развиваются.  Учащиеся  привыкают  к  роли  пассивных слушателей  объяснений  учителя и  не  владеют  методами  самообразования.  В условиях  жесткой  регламентации  учебной  деятельности  дети  и  подростки  не  получают  навыков  планирования  и  организации  личной  работы,  не  умеют  ставить  цели  и  добиваться  их  реализации.

Вывод:  классно-урочная  система  фронтального  обучения  является тормозом развития образования, развития творческих способностей  у  детей  и  подростков. Учащиеся  после  школьного обучения, как правило,  плохо подготовлены к реальной жизни, так как система  обучения  является  формальной  и  приспособлена  больше  для  учителей  и  контролирующих  органов, чем для учеников.

Анализ  фронтальной  классно-урочной  системы  обучения

Положительные  стороны:

  • Систематичность   обучения
  • Упорядоченная, логическая  правильная  подача  учебного   материала
  • Организационная    четкость
  • Постоянное   эмоциональное   воздействие  личности учителя
  • Оптимальные  затраты   ресурсов   при  массовом  обучении

Отрицательные   стороны:

  • Шаблон, однообразие
  • Нерациональное  распределение  времени  урока
  • Цель  урока – первоначальное  ознакомление  с  учебным  материалом,  достижение  высоких  уровней  за  счет  домашних  заданий  (перегрузка  учащихся)
  • Изоляция  учащихся  от  общения  друг  с  другом
  • Отсутствие  самостоятельности
  • Пассивность  учащихся
  • Слабая  речевая  деятельность  во  время  урока
  • Слабая  обратная  связь
  • Усредненный, обезличенный  подход
  • Один  темп  обучения  для  всех
  • Отсутствие  индивидуального  обучения

Основные  причины  кризиса  системы  образования

Административные  причины:

  • Нормативные  документы  для  системы  образования  устарели  и  не  допускают  возможности  внедрения  модульных  форм  обучения
  • Журнал  учета  учебных  занятий  (финансовый  документ) несовместим  с  принципами рейтингового контроля  и  технологией  обучения  по  личным  планам в индивидуальном темпе в режиме самообучения, самоуправления, саморазвития
  • Одинаковость   требований  обеспечивает  чиновникам  возможность  формального  контроля  с  минимальными  усилиями

Экономические причины:

  • Острая  недостаточность финансирования системы  образования
  • Низкий уровень  обеспечения учебного процесса  вычислительной  техникой
  • Очень низкая зарплата учителей и педагогов дополнительного  образования

Научно-методические  причины: Острый  дефицит методического обеспечения и программных средств, необходимых для  организации   самостоятельной   работы  обучаемых   в   автоматическом  режиме  при  минимальной помощи преподавателя.    Ввиду  доминирования в  системе  образования  фронтальных форм  обучения    пока   нет  официального заказа  на проектирование модульных инструментов, средств и электронных ресурсов, предназначенных для организации самостоятельных учебных действий учащихся.

Социальные причины: Большинство учителей и педагогов дополнительного образования пока не готово к переходу на модульную систему обучения, так как для решения этой проблемы требуется дополнительное обучение и специальная подготовка, что определяется радикальным изменением функций учителя для работы в новых условиях (из источника знаний он превращается в организатора  обучения, методиста  и  консультанта)


Понравилась статья? Поделитесь этой информацией с друзьями
Общайтесь со мной в социальных сетях

Комментарии (2) на “Кризис официальной классно-урочной фронтальной системы образования”

  • voevig пишет:

    Наверное, я поспешу с комментарием, т.к. еще не достаточно знакома с теорией модульного обучения. В статье есть большая доля истины, так оно в принципе и происходит. В связи с различными психологическими особенностями (темпами восприятия материала и т.п.) дети теряются. Вот вроде и видно, что ребенок способный, но медлительный – в итоге постепенно скатывается, “опускает руки” на общем фоне более успешных ребят. Или наоборот, ребенок – “блеск”, “умничка”. Начинаешь его грузить на уроке, чтоб не заскучал – остальных запускаешь, т.к. он требует еще и еще информации и внимания. А если его не грузить, то он вначале терпит и обижается, потом скучает, потом теряет интерес. Я конечно стараюсь, но это очень тяжко, т.к вместо подготовки к одному занятию, приходится продумывать несколько вариантов: для слабых, для средних и для одаренных. Это выматывает (хотя и окупается – ведь детское счастье от гордости своими достижениями – это самая мощная энерго-пилюля для учителя).
    Проблемы такого рода пытаются решать, созданием “разноуровневых” классов, но и там происходит разбег – сколько детей – столько и темпераментов. Созданием профильных классов, но с возрастом у детей меняются предпочтения…
    Дистанционное обучение, – но как мотивировать? Как вызвать интерес и желание. С одаренными-то проще, а вот как быть с отстающими? И как достичь того, чтобы в итоге все были не ниже уровня стандарта?

    • admin пишет:

      Технология модульного обучения, внедренная в учебный процесс в полном объеме, способно решить все проблемы, с которыми невозможно справиться в традиционном классно-урочном фронтальном процессом. Вы правильно пишете, что попытки решить эти задачи изматывают педагога. Модульное обучение – это полная противоположность фронтальному обучению, поэтому в этой технологии нет тех проблем, к которым мы уже привыкли. Дистанционное обучение может вырастать из модульного. Принципы организации учебного процесса в этих технологиях общие. Если бы школы поэтапно перешли на модульное обучение, не было бы проблемы мотивации к дистанционному обучению, так как учащиеся были бы уже психологически подготовлены к этому. Советую обратить внимание на технологию модульного обучения. У меня сложилась авторская система внедрения этой технологии в учебный процесс, обеспеченная необходимыми инструментами и ресурсами. Конкурс для работников образования, который я организовал на сайте, дает возможность сделать первый шаг в этом направлении.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваша фамилия:
Оцените мой сайт

View Results

Loading ... Loading ...
Программа АНТИ-СТРЕСС
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Беседы о НАРКОТИКАХ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Комиссионные – 60%
РАСКРУТКА САЙТА!
FreeAvalanche - Лавина Бесплатного Трафика на Ваш Сайт
ИНТЕРНЕТ – БИЗНЕС
Start Up
СТАТИСТИКА