ПОДПИСКА НА САЙТ

Подпишись на обновления сайта. Получай новые статьи на свой электронный адрес:

Архивы записей сайта
ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Техника эффективного чтения

Всю  осмысленную  информацию  из  внешнего  мира  люди  получают  сознательно. И  если  кто-то  считает, что  он  знает  много, то  глубоко  ошибается. Удовлетворенность  своими  знаниями  является  основной  помехой  для  обучения. Сознательно  человек  способен  ухватить  своим  пониманием  лишь  микроскопический  кусочек того безразмерного  и  многообразного  объема  информации, который  нас  окружает. Ограниченность  нашего  сознания  подтверждается  тем, что  оно  оказывается  способным  единовременно  воспринимать  и  некоторое  время  сохранять  следы  семи, плюс – минус два  переменных  отрывков (единиц)  информации. Подсознание, в  отличие  от  сознания – это  потенциал  жизнеобеспечения  всего  нашего организма, совокупность нашего прошлого опыта и опыта наших  предков. Понятия сознательного и неосознаваемого являются   центральными  для  рассматриваемой  модели  того, как  мы  учимся. Обучение  -  это  процесс  моделирования  окружающего  мира  в  мозгу  человека.

Существует хорошо известная специалистам теорема, суть которой проста: для поддержания любого процесса на задан­ном уровне в системе надо постоянно наводить порядок. Что уж тогда говорить о развитии процесса! А наведение порядка в системе, тем более постоянно, — весьма затратное меропри­ятие. Для этого надо непрерывно расширять круг своих по­знаний о мире и о себе, поскольку жизнь подбрасывает все новые и новые задачи. Интеллектуальное развитие — непременное условие поддержания разумности своей деятельности, своей единственной и неповторимой жизни. В деле воспита­ния существует бессмысленная и безответственная установ­ка: “каждый должен все испытать сам!”. Не верьте этой установке и ее проповедникам! Не хватит никакой жизни, чтобы все испытать самому. Мы, к сожалению, не можем достаточ­но полно и точно предсказать, что же приготовила нам жизнь за следующим поворотом. Поэтому необходимо учиться и на чужих достижениях и ошибках, знать и о чужих открытиях, а не только о своих собственных.

Люди придумали гениально простой способ кодирования и декодирования (зашифровывания и расшифровывания) ин­формации для передачи ее от человека к человеку — письмо и чтение. Благодаря этому в мире существует непрерывно расширяющаяся библиотека по всем вопросам, которые мо­гут представлять для нас интерес. Море необходимой нам информации запечатлено во множестве изданий от художе­свенней литературы до узкоспециализированных справочников и словарей. И всё это НАДО ЧИТАТЬ! Не просто найти соответствующую справку в ИНТЕРНЕТе, а именно ЧИТАТЬ о предмете своего интереса.

А вот с этим — проблемы. Как правило, читать мы умеем плохо, и все чаще — не умеем вовсе. Нет, число знаков в минуту, число страниц за час и т.д., — с этим у большинства дела обстоят нормально. Некоторые даже техникой скорочтения владеют. С пониманием прочитанного — значительно хуже.

Скорочтение родилось в свое время с единственной целью — ускорить поиск информации. Поиск, но не обработку! Со времени появления систем поиска информации скорочтение стало практически ненужным, а доведенное до уровня самоцели — чрезвычайно вредным.

При чтении “про себя”, без озвучивания текста, скорость просмотра последовательности знаков (чтением это назвать нельзя.’) многократно возрастает. Это приводит, во-первых, к тому, что число искажений тоже неминуемо растет, а во-вторых — эти ис­кажения не выявляются, становятся незаметными и потому не подлежащими исправлению.

ПОНИМАНИЕ СЛОВ

Давайте договоримся: МЫ будем читать спокойно, без гон­ки. Нас никто и ничто не торопит. Практика научных работ­ников показывает, что нормальная скорость чтения специ­ального (не художественного) текста с целью его понимания — от одной до четырех страниц в час!

Почему же так медленно? Дело в том, что понимание тек­ста, как минимум, связано с пониманием слов, из которых этот текст состоит. Дляпонимания слов необходимо постоянно обращаться к словарям, энциклопедиям, справочной ли­тературе, специалистам, к собственным ранее приобретенным знаниям. Понять слово — это значит дать определение понятия, которое стоит за этим словом, или связать это слово с соответствующим образом, представить себе, о чем именно идет речь. Наука, гормон, энергия, любовь, свобода, замуже­ство, сетевой маркетинг… Вы уверены, что хорошо, а главное — однозначно представляете себе обсуждаемый предмет? Итак, пользуясь умением, приобретенным в результате прочтения предыдущей главы,

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ НЕПОНЯТЫМ НИ ОДНОГО СЛОВА В ЧИТАЕМОМ ТЕКСТЕ!

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЧТЕНИЮ

Теперь, когда все слова понятны, остается понять связь между ними, а точнее — между теми явлениями, которые обозначены этими словами. Если кристалл растет присое­динением атомов к его поверхности, то интересно, как имен­но это происходит? Если употребление препаратов плацен­ты ведет к повышению иммунитета, то как именно? Что является причиной, а что — следствием? Почему работа с селеном и его соединениями в науке и промышленности относится к опасным процессам, а недостаток селена в орга­низме не менее опасен для нормального функционирования этого организма?

НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ОПИСЫВАЕМЫЕ  В ТЕКСТЕ.

ПОВТОРЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ

В большинстве своем люди привыкли называть чтением пассивное времяпрепровождение — пробегание строчек гла­зами, совмещенное с жеванием бутерброда, вязанием или еще чем-нибудь более приятным.

Если мы не написали, не нарисовали, не рассказали кому-нибудь (хотя бы себе, но ВСЛУХ) сути прочитанного, то мы не в состоянии проверить усвоение нами этой сути. Хорошо сетевикам — они вынуждены постоянно проговаривать вслух то, что они узнают, передавая или, по крайней мере, стремясь передать понимание своей структуре. Если учащийся ограничивается “чтением” доказательства теоремы, понимание ис­ключено! Не происходит проникновения в то, о чем говорит текст, не происходит присвоения того, что описано в тексте. Тогда это чужое, ненужное и осознанию, обработке не подле­жит.

Вспомните рисунки Пушкина на полях его произведений. Вспомните, как, пытаясь разобраться в собственных житейс­ких проблемах, Вы рассказываете о них случайному попутчику  или пишете письмо другу.

ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО — ПИШИТЕ, РИСУЙТЕ, РАССКАЗЫВАЙТЕ !

ОБРАБОТКА  ИНФОРМАЦИИ

Один из физиков прошлого рубежа столетий, лауре­ат Нобелевской премии 1912 года Макс фон Лауэ, пи­сал в своей известной “Автобиографии”, что знание — это то, что остается, когда все остальное давно  забыто. Давайте, читая,  строить знание.  Мы теперь это умеем.

Для того, чтобы связно воспринимать прочитанный текст, нужно удерживать основные, опорные его положения в опе­ративной памяти. Поэтому следует записывать или иным способом фиксировать ключевые понятия текста и причинно-следственные связи между ними. Тогда Вам будет легко понять структуру текста, его смысл. Только так, имея перед глазами основную линию изложения, можно задумываться над тонкостями деталей.

ЧИТАЯ, СОЗДАВАЙТЕ  ОПОРНЫЙ  КОНСПЕКТ  ПРОЧИТАННОГО.

Мы читаем для того, чтобы понять написанное. Понять — следовательно, сделать выводы из прочитанного. Как мы уже убедились, это нелегкая и ответственная работа. Поэтому про­сто нелепо, кощунственно терять результаты этой работы, не­обходимо обязательно зафиксировать выводы, то есть запи­сать свои  размышления  о прочитанном  и  результат  этих  раз­мышлений.

ЗАПИСЫВАЙТЕ СДЕЛАННЫЕ ВАМИ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОЧИТАННОГО!

ПОНЯТЬ — ЗНАЧИТ ОСОЗНАННО ДЕЙСТВОВАТЬ!

ПОНИМАНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мы стремимся понять для того, чтобы действовать на ос­нове понимания. Поэтому критерием понимания прочитан­ного является вытекающее из него осознанное действие. На­пример, прочитав о новом пищевом продукте. Вы можете прин­ципиально отказаться от его использования (действие!). Но только, пожалуйста, аргументирование, на основании сделан­ных Вами выводов из прочитанного (для того они и должны быть зафиксированы).

Заключения  типа  “я в это не верю”  бессмысленны  и  уни­зительны  для  их авторов.

ОСМЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ  ПОНИМАНИЯ,  А  НЕ  ВЕРЫ.

После всего сказанного здесь должно стать очевидным, что понятия “читать” и “думать” очень тесно связаны между со­бой. Чтение без думанья не имеет никакого смысла. А что такое “думать” — мы уже выяснили: это процесс понимания явлений и связей между ними. И мы знаем, что обдуманные действия неотвратимо выигрышны, а необдуманные — столь же неотвратимо проигрышны. Поэтому стоит помнить о свя­зи чтения и думанья. Ведь чтение — способ подключения человеком к процессу собственного думанья дополнительных и, как правило, далеко не самых худших мозгов. При этом человек сохраняет за собой право сделать из этого обобщен­ного думанья собственные выводы.

ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ И ПОДУМАЕМ, ПОДУМАЕМ И ЕЩЕ ПОЧИТАЕМ!

ПРИНЦИПЫ  ЭФФЕКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ

1. Читайте не торопясь, вникая в суть написанного.

2. Не оставляйте непонятым ни одного слова.

3. Добивайтесь ПОНИМАНИЯ содержания текста.

4. В процессе чтения — пишите, рисуйте, рассказывайте.

5. Читая, создавайте опорный конспект прочитанного.

6. Записывайте Ваши выводы из прочитанного.

7. По мере понимания прочитанного — ДЕЙСТВУЙТЕ!

Понравилась статья? Поделитесь этой информацией с друзьями
Общайтесь со мной в социальных сетях

Комментарии (2) на “Техника эффективного чтения”

  • voevig пишет:

    Статья не дала мне новых знаний, но подтвердила мой жизненный опыт. Когда я, в свое время, научилась таким образом обрабатывать информацию, то стала успешно учиться по многим дисциплинам. Это пришло ко мне само по себе, классе в 9-м, когда жизнь заставила преследовать цель продолжить обучение в старшей школе и получить высшее образование, а помощи ждать было не от кого (родители мои имели образование средне-специальное и от науки были далеки, покровителей не было, вот и пришлось грызть гранит науки в одиночку). Я научилась читать и конспектировать, выписывая из длинных предложений только основную мысль, делать краткий пересказ и.или цепочку причинно следственных связей. Сейчас я уже не могу обрабатывать информацию без ручки и бумаги – это стало привычкой. Хотя в ряде случаев мои конспекты могут оказаться понятными только мне, т.к. содержат мною придуманный “шифр”.

    • admin пишет:

      Вы уже освоили технику эффективного чтения еще в школе, поэтому в моей статье не увидели для себя новой информации. Это нормально. Очень много людей не умеют эффективно работать с информацией. Для них статья “Техника эффективного чтения” может быть актуальной.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваша фамилия:
Оцените мой сайт

View Results

Loading ... Loading ...
Программа АНТИ-СТРЕСС
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Беседы о НАРКОТИКАХ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Комиссионные – 60%
РАСКРУТКА САЙТА!
FreeAvalanche - Лавина Бесплатного Трафика на Ваш Сайт
ИНТЕРНЕТ – БИЗНЕС
Start Up
СТАТИСТИКА